Пояснительная
записка
Единый государственный экзамен – это современная
форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях.
Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует
предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Поэтому для получения высоких результатов очень важна целенаправленная подготовка именно к этой
форме работы. Данная программа кружковых занятий призвана обеспечить повторение
тем и разделов учебного материала школьного курса русского языка в формате ЕГЭ.
Особое внимание при
подготовке к ЕГЭ уделяется теоретическому материалу
по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала
способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции
изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу
русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности
учащихся и активизируют их зрительную память.
Материал по орфографии, пунктуации и культуре речи отобран в логике предстоящего экзамена, особое
внимание уделяется трудным случаям, которые неоднократно отрабатываются в ходе
проведения занятий.
Цель и задачи программы:
* обобщить и систематизировать учебный материал по русскому
языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
* подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому
языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В); подробное
прорешивание заданий А, В, С. Анализ типичных ошибок;
* формировать умение создавать собственный текст о тексте
(сочинение уровня С).
* решение тестов, обобщение и типизация знаний,
представленных в тестах ЕГЭ прошлых лет.
Форма занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.
Программа предназначена для учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 34
часа.
Программа кружка имеет практическую направленность и служит
дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Планируемые
результаты:
Ученики должны:
§ иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и
спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
§ сведения о языке, соответствующие государственным программам
и Обязательно-му минимуму содержания среднего (полного) общего образования по
предмету;
§ содержание заданий ЕГЭ;
уметь
§ применять знания о языке в практике правописания, при
анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
§ оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых
норм;
§ применять приёмы сжатия текста;
§ понимать и интерпретировать текст;
§ создавать связное высказывание, выражая в нём собственное
мнение по поводу прочитанного текста;
§ аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или
читательский опыт.
Цели и задачи:
Знакомство с последней
демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.
Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление
теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Содержание курса
Подготовка к заданиям уровней А и В.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления.
Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически
окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления.
Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные
способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
(Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
(Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в
словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение.
Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические
ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства.
Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы
сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы
речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы
текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного
мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей
сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
|