Пояснительная записка.
Программа
рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Предлагаемый курс имеет большое значение для формирования у обучающихся
готовности к творческой преобразующей деятельности, приобщения школьников к
работе над книгой и другими источниками знаний, способствует формированию
интереса к литературному творчеству и развитию литературно-творческих
способностей
Целью
данного курса является создание условий для формирования и развития у учащихся:
·
интереса к
изучению русской словесности;
·
умения
самостоятельно приобретать и применять знания;
·
творческих способностей,
позволяющих воспринимать и анализировать
чужой текст и создавать на этой основе свой;
·
коммуникативных
навыков, присущих речевой личности;
·
повышения уровня
речевого развития учащихся.
Предполагаемые результаты работы:
1. Учащиеся
должны прочно усвоить знания о
типах и стилях речи, видах речи, строении текста, о теме, идее, жанре текста, о
функциональных возможностях языковых средств, о ряде литературоведческих
понятий, о рецензии и эссе как о жанрах литературной критики.
2. В процессе обучения учащиеся должны
приобрести следующие конкретные умения
и навыки:
·
анализировать
тексты различных типов и стилей;
·
интерпретировать
результаты анализов;
·
трактовать
частные темы и передавать в форме эссе и рецензии индивидуальные впечатления и
соображения, связанные с нею.
Особенностью содержания курса является то, что он не отражает
какого–либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные
таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как синтаксис
текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи и пр. Кроме того, курс предполагает синтез
аналитической и литературно-творческой деятельности учащихся, что очень важно
для формирования у них самостоятельности
мышления и развития творческих способностей.
Курс
обеспечен учебными и вспомогательными материалами. В школьной библиотеке
имеются пособия для учащихся: «Развивайте дар слова» под редакцией Т.А.
Ладыженской, «Развитие речи: теория и практика обучения» под редакцией
В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, «Сочинения разных жанров в старших классах» под
редакцией Т.А.Калгановой, широкий выбор разнообразных текстов для анализа как
материал для работы над рецензией.
При работе
по изучению курса возможны следующие виды деятельности учащихся:
·
самостоятельные
наблюдения над текстом, его анализ;
·
составление
текстов, передающих результаты анализа текста и трактующих предложенную в нем
тему;
·
совершенствование
рукописи с определенной точки зрения, коллективное или самостоятельное
редактирование;
·
рецензирование, в
том числе и взаимное рецензирование выполненных учащимися работ;
·
сообщения
учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя.
Ученик
получает зачет при условии выполнения не менее 3 обязательных работ (рецензий или эссе), представленных в
установленный срок с соблюдением всех требований к жанру.
Дополнительные
баллы выставляются за качественно выполненное по собственной инициативе задание
и за инициативную публичную презентацию своей работы в школе и за ее пределами
(участие в научной конференции, публикации и т. д.)
Динамика интереса учащихся будет прослеживаться с
помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе
работы после выполнения каждого вида обязательных работ (3 раза за цикл
обучения).
В конце изучения курса предполагается проведение
итоговой конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Содержание программы.
1.
Литературная
критика и ее жанры. Отзыв, рецензия, эссе, литературно-критическая статья.
(2ч.)
Отзыв как оценка книги, статьи, передающая
личное мнение пишущего о ее содержании, теме, идее.
Рецензия как письменный анализ, отзыв,
содержащий критическую оценку произведения.
Эссе как прозаическое произведение
свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные
соображения, связанные с ней.
Литературно-критическая статья как жанр
критики, дающий полный и всесторонний анализ особенностей художественного
произведения и содержащий его критическую оценку.
Особенности жанров литературной критики.
2.Текст как
исходный материал для создания литературно-критической работы. (2 ч.)
Текст и его признаки.
Композиция текста. Тема и микротема. Абзац. Способы связи предложений в тексте (параллельная
и цепная). Виды текстов в зависимости от типов речи.
3.Рецензирование текстов, относящихся к различным
типам речи.
А)
Тексты – описания. (7ч.)
Композиция описания. Жанры
описания. Описание предмета, местности. Портрет. Характеристика. Устав.
Правила. Географическое описание. Очерк. Статья в словаре, справочнике. Пейзаж.
Ода. Гимн
Лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические особенности основных жанров
описания.
Функциональные возможности
языковых средств в описаниях.
Рецензирование описаний
различных жанров
Б) Тексты
повествовательного характера. (7ч.)
Композиция повествования.
Жанры повествования. Дружеское письмо. Дневниковые записи. Анекдот. Деловое
письмо. Инструкция. Докладная. Биография. Протокол. Программа. Научный отчет.
Очерк. Репортаж. Рассказ. Повесть. Басня. Быль. Сказка.
Лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические особенности основных жанров
повествования.
Функциональные возможности
языковых средств в повествованиях.
Рецензирование текстов
различных жанров.
В)
Тексты – рассуждения. (7ч.)
Композиция рассуждения. Жанры рассуждений.
Спор. Объяснение. Объяснительная записка. Опровержение. Ходатайство. Научная
статья. Монография. Диссертация. Лекция. Отзыв. Речь на митинге, собрании.
Рецензия. Эссе. Литературно- критическая
статья. Философский трактат.
Лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические особенности основных жанров
рассуждений.
Функциональные возможности языковых средств в рассуждениях.
Рецензирование текстов- рассуждений.
4. Совершенствование написанного. (2ч.)
Работа
мастеров слова над совершенствованием написанного. Приемы правки рукописи.
5. Рецензирование текстов смешанного
характера. (6ч.)
Анализ
текстов смешанного характера. Рецензирование текстов смешанного характера.
6. Итоговые занятия. (2ч.)
Итоговое повторение.
Литератруа
2.
Восприятие текста учащимися. Лингвистические знания –
основа умений и навыков. Сост. Т.А.Злобина. – М., 1985.
3.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших
классах. М., 1997, стр. 5 – 76, 96 –
134.
4.
Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова.
Пособие для учащихся. М., 1986, 176 стр.
5.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной
речи учащихся. – М., 1975.
6.
Новиков Л. А.
Художественный текст и его анализ. М., 1988,
213 стр.
7.
Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 1982.
8.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского
языка. – М., 1989.
9.
Пленкин Н. А. Уроки развития речи. Книга для учителя.
М., 1996, 224 стр.
10.
Пленкин Н.А. Критерии хорошей речи. РЯШ. – 1978. - №6.
11.
Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7
– 8 классах. М., 1986, стр. 96 – 105.
12.
Сиротинина О.Б. – Современная разговорная речь и её
особенности. - М., 1974.
13.
Стилистика
газетных жанров. Под ред. Д.Э.Розенталя. – М., 1981.
Литература
для учащихся.
1.
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. – Русское
слово. – М., Просвещение, 1983.
2.
Борисова,В.А., Мишлимович М.Я. Сочинения на
литературную тему в старших классах. – М., 1978.
3.
Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к сочинению. –
М.-Ростов – на Дону, 2004.
4.
Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова.
Пособие для учащихся. М., 1986, 176 стр.
4. Панфилов
А.К. Сборник упражнений по стилистике русского
языка. – М., 1989.
5. Мартьянова И.А., Сергеева Е.В. Сочинение: пишем на «отлично». Пособие для
старшеклассников и поступающих в вузы. С.-Пб., 2002.
6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое
пособие по развитию речи. – Киров, 1997.
|